Тернистый путь к успеху
Как компании с более чем полувековой историей удается сохранять лидерство
У каждой компании свои законы успешного бизнеса. Для одних ключевой фактор успеха – годы кропотливой работы, для других – благоприятное стечение обстоятельств. Однако и сегодня никто не лишен шанса выиграть конкуренцию и занять свое место под солнцем. Это доказывает история успеха акционерного общества «Шымкентмай», одной из немногих компаний, которая в самое сложное для страны время смогла переориентироваться на рыночную экономику. За 76 лет работы она прошла все: от полнейшего кризиса до международного признания.
Крупнейшее предприятие масложировой промышленности – маслоэкстракционный завод, а ныне АО «Шымкентмай» – запущено в эксплуатацию 7 ноября 1942 года. В сложные военные годы начали с выпуска хлопкового масла. Год спустя 278 сотрудников комбината наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне (1941–1945)». Несмотря на непростой период, предприятию удалось увеличить рентабельность производства, сократить расход топлива и поднять производительность труда.«После войны завод вышел на новый этап развития: совершенствовалась технология производства, проводилась модернизация оборудования и расширялся ассортимент выпускаемой продукции. Были введены в эксплуатацию такие цеха, как форпрессовый, линтерный, расщепительный, литой тары для мыла, бурат и пурифайер подготовительного цеха. Также расширили мыловаренный и реконструировали экстракционный цеха», – рассказал «Капитал.kz» Данияр Адирбеков, президент АО «Шымкентмай». По его словам, техническое перевооружение значительно повысило производственную мощность завода. Только за первую послевоенную пятилетку она выросла на 220%. Выпуск валовой продукции на одного рабочего по сравнению с 1945 годом увеличился почти в 2 раза. А первоначальная мощность в 280 тонн в сутки с годами выросла до 1150 тонн.
С распадом Советского Союза для завода наступили тяжелые времена: производственные мощности упали и предприятие было на грани закрытия. Однако благодаря четким действиям руководства, терпению и преданности сотрудников завод удалось сохранить. В 1993 году на базе Чимкентского масложирового комбината создано АО «Шымкентмай». Как вспоминают в компании, в годы перестройки многие организации прекратили свое существование. Продолжать работать и в то же время расширять бизнес смогли лишь единицы. «1998 год стал переломным для нашей компании. За счет собственных средств мы построили котельную, которая обеспечивает автономное снабжение технологическим паром. А благодаря кредитам закупили семена подсолнечника и впервые осуществили его переработку. Жесткая экономия и грамотная политика по сохранению в работоспособном состоянии оборудования позволили нам стабилизировать положение дел и удержать падение производства», – объясняет Данияр Адирбеков.Отметив, что за последние 20 лет предприятие не только полностью восстановило свои мощности, но и превысило прежние показатели. Сегодня АО «Шымкентмай» – один из крупнейших представителей масложировой отрасли в Казахстане с полным циклом производства: от закупки семян и выжимки масла до расфасовки и доставки готовой продукции на прилавки магазинов. Ежегодно компания выпускает около 30 тыс. тонн подсолнечного масла, около 40 тыс. тонн кормового шрота и порядка 9 тыс. тонн хозяйственного мыла.
«В апреле 2016 года мы ввели в эксплуатацию новый цех непрерывной рафинации и дезодорации растительного масла. Проект обошелся компании в 1,6 млрд тенге, почти треть финансирования предоставил Банк развития Казахстана (БРК). Запуск цеха позволил нам увеличить мощности по глубокой переработке подсолнечного масла с 80 до 300 тонн в сутки, хлопкового масла – со 120 до 200 тонн. Сейчас наше предприятие способно перерабатывать практически все виды масличных культур, не допуская потерь полезных свойств и сохраняя вкусовые особенности каждого вида масла», – говорит Наталья Харипова, финансовый директор АО «Шымкентмай».По ее словам, ассортиментный ряд представлен почти 130 наименованиями продукции. В их числе: хлопковые, подсолнечные, соевые, рапсовые, сафлоровые и горчичные масла, выпускаемые под торговой маркой «Доня», а также шрот, соапсток и жмых. Причем процесс производства абсолютно безотходный: шрот и шелуха идут на производство кормов для животноводства, а часть масла используется в производстве хозяйственного мыла, которое по своим характеристикам намного превосходит аналоги, создаваемые на основе искусственных и животных жиров. Кстати, все масличное сырье закупается исключительно у казахстанских поставщиков. Выгодное географическое расположение способствует упрощению логистической цепочки доставки сырья на предприятие. В результате – снижение транспортных издержек, а, соответственно, и себестоимости продукции. «При выпуске фасованных масел на предприятии используют 6 степеней очистки – гидратация, рафинация, промывка, отбелка, винтеризация и дезодорация. Это позволяет улучшить потребительские качества, товарный вид масел и удлинить гарантийный срок хранения. Требования к качественным характеристикам фасованных масел «Доня» у нас жестче, чем установленные ГОСТом. Наша компания одна из первых в Южно-Казахстанской области внедрила сертифицированную интегрированную систему менеджмента (ISO). А качество нашей продукции подтверждают многочисленные медали и сертификаты», – поясняет Данияр Адирбеков.
Инфраструктура АО «Шымкентмай» соответствует мировым
стандартам: введена и сертифицирована локальная сеть, обновлена компьютерная
техника, произведена частичная автоматизация производственного процесса. К тому
же в распоряжении компании собственный подъездной железнодорожный путь и
котельная, ориентированная на использование различных видов топлива – природный
газ, дизтопливо, сжиженный газ и мазут. Это позволяет предприятию, при
неблагоприятном изменении цены на тот или иной вид топлива, подобрать наиболее
оптимальный вариант. Все оборудование предприятия расположено на одной
промышленной площадке площадью 21,05 га.«АО «Шымкентмай» – это финансово устойчивая компания, имеющая безупречную кредитную историю, отсутствие налоговой задолженности и серьезное отношение к исполнению своих обязательств перед партнерами по бизнесу. Нас по праву можно назвать системообразующим и градообразующим предприятием. На заводе задействованы около 700 жителей Шымкента, которые производят стратегически значимую продукцию для жизнеобеспечения ЮКО и республики в целом», – рассуждает Наталья Харипова.
Подчеркнув, что стратегия развития компании строится
на нескольких принципах. Во-первых, постоянное совершенствование выпускаемой
продукции и поиск новых неудовлетворенных потребностей покупателей. Во-вторых,
нацеленность на географическое расширение рынка, а также развитие дистрибуции
партнерских отношений. Все это позволяет компании поддерживать высокий уровень
качества и удовлетворять спрос.
«Интересы потребителя для нас первостепенная ценность.
Мы видим приоритеты своей деятельности в обеспечении нового качества жизни
казахстанцев через возможность потребления экологически чистой отечественной продукции.
В настоящее время мы выстраиваем эффективную систему доставки и распределения
продукции с охватом всех субъектов розничной торговли путем предоставления
более выгодных, чем у конкурентов, условий по ценам, скидкам и акциям», –
говорит Данияр Адирбеков.
Около 50-70% произведенной АО «Шымкентмай» продукции
отгружается на экспорт. Только в прошлом году компания экспортировала 25,6 тыс.
тонн растительных масел, 4,8 тыс. тонн хозяйственного мыла и 54,7 тыс. тонн
шрота. Среди основных потребителей казахстанской продукции – Россия, Китай,
Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан и ОАЭ. В ближайшие годы
отечественный производитель намерен выйти на рынки Турции и Азербайджана.«С АО «Экспортная страховая компания «KazakhExport» мы
сотрудничаем с 2015 года по сегодняшний день. Сначала воспользовались таким
инструментом, как торговое финансирование, а с 2017 года уже работаем в рамках
программы предэкспортного финансирования. Под страхование экспортных контрактов
мы привлекли финансовые ресурсы для пополнения оборотных средств. Получив
кредитные ресурсы от KazakhExport через банки второго уровня, мы смогли
приобрести масличное сырье и материалы для выполнения экспортных обязательств.
Без этой поддержки все было бы гораздо сложнее», – считает Наталья Харипова. Напомним, KazakhExport – это единственное в Казахстане
специализированное экспортное страховое агентство. Ключевая задача – поддержка
казахстанских экспортеров несырьевого сектора экономики и страховая защита
внешнеэкономических контрактов. В арсенале KazakhExport 13 финансовых
инструментов. В их числе: страхование займов и финансового лизинга, инвестиций
и авансовых платежей, документарных аккредитивов и банковских гарантий,
международного факторинга и гражданско-правовой ответственности экспортера по
срочным валютным сделкам, а также предэкспортное и торговое финансирование.«Мы помогаем экспортерам не только заключить сделку с
контрагентом, но и структурировать ее так, чтобы она удовлетворяла все
заинтересованные стороны. Например, если импортер хочет отсрочку платежа, а
экспортер в силу объективных причин, допустим, из-за ограниченных оборотных
средств ее не дает, то мы можем решить эту проблему двумя способами: либо берем
на себя риск по отсрочке платежа, либо финансируем экспортера», – объясняет
Куаныш Макажанов, директор департамента страхования АО «Экспортная страховая
компания «KazakhExport».По его словам, казахстанские компании заинтересованы в
расширении рынков сбыта. Объяснение простое: экспортно ориентированное
производство меньше зависит от спроса внутри страны и увеличивает валютную
выручку компании. Другими словами, выход на экспорт дает отечественным
производителям дополнительную доходность, занятость мощностей и нивелирует
риски в случае экономической нестабильности.
«За годы работы KazakhExport поддержал десятки
казахстанских экспортеров из самых разных отраслей экономики: сельское
хозяйство, металлургия, машиностроение, пищевая и текстильная промышленность.
Обратиться к нам может любая компания, причем как только планирующая выход на
внешние рынки, так и уже действующий экспортер. Для этого достаточно обратиться
в наше представительство в Алматы или в головной офис в Астане. Если сделка
находится на этапе заключения и необходимо наше личное присутствие, то мы
готовы выехать в регион экспортера и провести переговоры с зарубежным
контрагентом», – резюмировал Куаныш Макажанов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.