Заключено соглашение по разработке ТЭО строительства завода по производству SAF
В его рамках будет определен оптимальный регион для возведения предприятия
Заключено соглашение для разработки ТЭО строительства завода по производству SAF, передает центр деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АО «НК «КазМунайГаз».
«Состоялось подписание соглашения для разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства завода по производству экологичного авиационного топлива SAF (Sustainable Aviation Fuel) в Республике Казахстан. Документ подписали представители ТОО «КазМунайГаз-Аэро» (дочернее предприятие АО «НК «КазМунайГаз» — КМГ), американской LanzaJet, Inc. и ведущего казахстанского агропромышленного холдинга ТОО «KazFoodProducts» (KFP). В прошлом году был успешно пройден этап разработки предТЭО. Теперь ожидается, что основное ТЭО будет подготовлено до конца 2025 года», - сообщили в национальной нефтегазовой компании.
Как подчеркивается в информации, реализация проекта имеет особое значение в контексте поручения президента Касым-Жомарта Токаева по превращению Казахстана в международный авиационный хаб с развитым транзитным потенциалом. Подписанию соглашения предшествовала встреча в США в марте 2025 года между председателем правления КМГ Асхатом Хасеновым и генеральным директором LanzaJet Джимми Самарцисом, посвященная перспективам сотрудничества в сфере производства SAF.
Ожидается, что в процессе подготовки ТЭО стороны проведут всесторонний анализ проекта, включая выбор оптимального региона, определение объемов производства и другие ключевые аспекты для принятия окончательного инвестиционного решения.
В мире SAF используется для снижения выбросов углекислого газа как добавка к марке авиакеросина Jet A-1. Три НПЗ КМГ к производству Jet A-1 готовы с 2018 года. Для поэтапного перехода с нынешнего стандарта авиатоплива ТС-1 на Jet A-1 к модернизации готовится топливозаправочная инфраструктура аэропортов.
«Амбициозный проект приближает Казахстан к достижению углеродной нейтральности в рамках Парижского соглашения и предоставляет уникальные возможности для привлечения ведущих международных авиаперевозчиков и грузовых компаний», - подчеркнули в КМГ.
Справочно:
SAF (Sustainable Aviation Fuel) — экологически чистое авиационное топливо, производимое из возобновляемых ресурсов в соответствии со стандартами ASTM International. Мировые лидеры авиации активно внедряют SAF: США планируют достичь 50% использования к 2050 году, ЕС — 2% с 2025 года с последующим увеличением до 63% к 2050 году, а Великобритания — 10% к 2030 году.
LanzaJet — мировой лидер в области технологий производства SAF из этанола («alcohol-to-jet»). Компания заключила долгосрочные офтейк-соглашения о поставках с такими гигантами авиаиндустрии, как All Nippon Airways, British Airways и Virgin Atlantic. Уникальность технологии LanzaJet заключается в возможности использования этанола из различных источников (биологических и небиологических), что обеспечивает снижение выбросов парниковых газов до 95% и значительное повышение энергоэффективности.
ТОО «KazFoodProducts» (KFP) — крупный казахстанский агрохолдинг, куда входит ТОО «BioOperations», специализирующееся на производстве биоэтанола из пшеницы. KFP также реализует проект по строительству завода Qostanay Grain Industry (мощность — 430 тыс. тонн переработки пшеницы в год), который станет ещё одним источником биоэтанола, пригодного для производства SAF.
Ранее сообщалось, что инвестпроекты в топливную инфраструктуру аэропортов составят 15 млрд тенге. КМГ через дочернюю компанию «КазМунайГаз-Аэро» инициировал ряд инвестиционных проектов, направленных на строительство и модернизацию топливной инфраструктуры в аэропортах страны. Это необходимо для обеспечения возможности хранения как традиционного авиатоплива, так и устойчивого авиационного топлива SAF.
Вице-министр транспорта Талгат Ластаев сообщал, что к 2030 году в Казахстане планируют нарастить производство авиатоплива до 1 млн тонн.
«В целом производится по Казахстану 730-740 тыс. тонн авиакеросина, но в гражданскую авиацию попадает 630 тыс. тонн, 100 тыс. тонн уходит на нужды государственной авиации. В настоящее время, если посчитать всю потребность (необходимо - Ред.) около 1 млн тонн. 1 млн тонн после модернизации наших НПЗ планируется вырабатывать к 2030 году», - отметил он.
Читайте также
Это подтвердили КазМунайГаз и LanzaJet
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.